О пробегах

Конные дистанционные пробеги, или романтика преодоления.

Пробеги – один из видов конного спорта, весьма распространённый в Европе, Арабских Эмиратах и США, но на сегодняшний день не входящий в отличие от выездки, конкура и троеборья в олимпийские виды спорта и ещё не набравший достаточного количества оборотов в России. Плеяда отечественных конников, развивающих данную дисциплину, ежегодно увеличивается, невзирая на сложности, возникающие в процессе возрождения и развития данного вида конного спорта.

Летопись конных пробегов на территории нашей страны можно начать с 1889 года, когда спортсмен-кавалерист 26-го Бургского драгунского полка Михаил Васильевич Асеев «о дву-конь» (с лошадью в заводу по туркменскому обычаю) на строевых лошадях «Диана» и « Влага», совершил переход из г. Лубны, бывшей Полтавской губернии, в Париж. В путь он выступил на Пробеграссвете 16 апреля 1889 года. Несмотря на весеннюю распутицу, расстояние по маршруту Лубны-Киев-Париж в 2633 км. Было пройдено им в 33 дня. Начав пробег с прохождения в день 45 верст, Асеев к концу перехода покрывал за день 108 верст. Находившаяся под седлом одна из двух лошадей несла общий вес (строевое седло с вьюком и всадника) 104,5 кг.
Обе кобылы были кованы на круг, на обычные армейские тяжелые подковы с шипами и прошли без перековки 1300 верст. 19 мая в 4 часа пополудни на бодро шедших лошадях, Асеев финишировал в Париже, где стал участником- экспонентом проходивший в то время в Париже
Всемирной выставки. Пробег Асеева стал в центре внимания европейской печати, подробные отчеты и отзывы об этом пробеге были опубликованы в 250 иностранных журналах.

Так, с 7 ноября 1889 года по 19 мая 1890 года продолжался конный переход по маршруту Благовещенск—Москва—Петербург Дмитрия Николаевича Пашкова — сотника Амурского казачьего войска. Отважный конник преодолел 8283 версты. В 1895 году сослуживец Д. Н. Пашкова сотник Иван Егорович Кенике проделал путь из Петербурга в Читу за 112 дней, покрыв расстояние в 6569 верст, исключительным по своей неповторимости был конный переход из Харбина в Петербург (9000 верст) казачки Александры Кудашевой. Смелая женщина вместе с мужем—войсковым старшиной—участвовала в русско-японской войне 1905 года и за храбрость и отвагу в боях была награждена медалью. В дальний конный пробег она отправилась на своем верном иноходце Монголике по походному обычаю налегке. Необходимые вещи и припас продуктов были уложены в дорожный вьюк, крепко притороченный к седлу.Женщина-всадник

Одетая в черкеску, шаровары, сапоги и папаху, вооруженная револьвером и охотничьим кинжалом, отважная казачка провела в пути целый год. Позади остались глухая тайга, лесные чащобы, каменистые сопки, тяжелые переправы через бурные реки, болота. Как бы ни уставала она за день, никогда не забывала прежде всего почистить и накормить своего верного и безотказного спутника Монголика.

Во всех петербургских газетах и журналах летом 1913 года были помещены статьи с фотографиями отважной амазонки. Например, журнал «Огонек» (№ 37) писал: «Ни на шаг не отходит сибирячка-наездница от своего скакуна, каждый день его кормит, чистит и даже моет. На ночевках она ложится рядом с ним, деля все трудности тяжелой дороги».

В 1906 году победителем 100 верстного пробега стал чистокровный жеребец «Атрид», прошедший дистанцию за 4 часа 43 минуты. Интересная подробность — из 100 верст «Атрид» прошел 73 версты галопом со средней скоростью 2 мин. 29 сек. Км., 16,5
версты-рысью, остальные шагом 24,16 км.

В 1907 году чистокровная кобыла «Львица» улучшила показанное «Атридом» время на 3 минуты, закончив 100 верстный пробег за 4 часа 40 минут.

В 1908 году чистокровный жеребец «Фандаго» закончил 100 верстный пробег за 4 часа 31 минуту. Это второй в дореволюционной России результат на этой дистанции. Первым был зафиксирован результат 4 часа 26 минут, но кличка лошади и фамилия всадника, установивших этот рекорд остались для нас неизвестными. Европейский рекорд на 100 – верстную дистанцию был установлен французским лейтенантом Бозиль в 1911 году и равен 4 часа 15 минутам. Он ехал на чистокровном «Мидасе».

Российская империя,а в дальнейшем советский союз,одни из первых заложили основы и принципы одного из неолимпийских видов конного спорта-дистанционных пробегов.Достижения казака Михаил Васильевич Асеев,до сих остаются не побитыми,а его переход Лубен-Париж вдохновляет современных спортсменов на повторение,но еще не был перебит по уровню скоростей и выносливости лошадей.

Пробеги – это испытание на выносливость, в ходе которого всадник и лошадь должны преодолеть на пересечённой местности маршрут протяжённостью от 30 до 160 км. Дистанции от 30 до 80 км являются как правило подготовительными и дают возможность получить квалификацию, допускающую к стартам на большие дистанции и к участию в международных соревнованиях.

Маршрут, на который выходят спортсмены, заранее прорабатывается и утверждается квалифицированными судьями в соответствии со строгими регламентами. Схема движения внимательно отслеживается контролёрами, фиксирующими прохождение всадниками определённых точек на дистанции. За попытку отклониться от маршрута с целью уменьшения дистанции участников снимают с соревнований.

Также принципиально важно и прохождение ветконтроля. В конных пробегах общая дистанция делится на этапы по 20-30 км, в конце каждого из которых лошадей осматривает, прослушивает и смотрит в движении ветеринар: для допуска пары к дальнейшему прохождению маршрута лошадь должна полностью восстановиться и иметь определенную частоту пульса, также учитываются состояние ее мышц, работа пищеварительной системы, делается тест на обезвоживание организма. Если состояние здоровья лошади вызывает сомнения ветеринаров по определенным показателям, то она снимается с маршрута и исключается из соревнований. Для подготовки к прохождению ветеринарного контроля подъезжающим спортсменам даётся не более 20 минут, которые также включаются в общее время прохождения маршрута. На период самого ветеринарного осмотра время останавливается. Чем быстрее восстановится и будет представлена на ветконтроль лошадь, тем раньше остановится время и выше получится средняя скорость.

Здесь стоит отметить, что принцип выбора победителя на квалификационных к международным соревнованиях отличен от того, как определяют победителя на международных стартах. Если на международных соревнованиях лидирует тот, кто проходит маршрут на наибольшей скорости, то квалификационные соревнования в России учитывают не максимальную скорость, а наименьшее время, потраченное на преодоление дистанции. Это связано ограничением скорости на начальных этапах (она не должна превышать 16 км/ч), чтобы начинающие спортсмены не увлекались безрассудно только скоростью, и учились рассчитывать силы лошади на дистанции. Кроме того, на квалификационных стартах учитывается и скорость восстановления лошади, здесь выигрывает спортсмен, лошадь которого не только быстрее всех остальных пробежала дистанцию, но и быстрее всех восстановилась. Такие соревнования способствуют планомерной подготовке лошади и постепенному подведению ее к более серьёзным стартам без ущерба для ее здоровья, причём подобный подход помогает не только уберечь лошадь, но и подготовить стратегически мыслящего спортсмена. И здесь помимо тактики преодоления маршрута, позволяющей лошади без лишнего переутомления покрыть немалое расстояние, очень большую роль играет личная команда грумов, помогающая максимально быстро восстановиться лошади перед осмотром ветеринара, а значит, сэкономить драгоценные минуты, необходимые для победы.

Без грумов участие в конных пробегах немыслимо: они поддерживают спортсмена в оперативной расседловке-седловке перед ветконтролем, проливают лошадь водой по основным артериям для быстрого охлаждения и ускоренного восстановления пульса, помогают в отшагивании. На победу в дисциплине конного пробега работает не только пара всадник-лошадь, а целая команда, организованность и сплочённость которой может иметь решающее значение.

Безусловно, весьма привлекательна и перспективна в дисциплине пробега его демократичность как по отношению ко всаднику, так и по отношению к его партнёру — лошади. В отношении лошади это однозначный запрет использования стимуляторов любого свойства (в том числе не допускаются хлыст и шпоры) и строгий ветконтроль на маршруте. Также в отличие от других видов конного спорта, в которых за спешивание всадника дисквалифицируют, в пробеге существует возможность на маршруте вести коня в поводу. Здесь принципиально важно преодолеть верхом лишь черту старта и финиша, а на дистанции, если того требуют обстоятельства, спортсмен может вести коня пешком, что помогает иногда избежать лишнего стресса, быстрее отдохнуть и восстановиться лошади. На всемирных конных играх в Аахене конь одного из наших спортсменов потерял подкову и чтобы его поберечь и избежать хромоты , спортсмен спешился и преодолел почти 20 км. бегом в поводу с конем.

Что же касается спортсменов, то можно отметить, что сегодня в стартах принимают участие всадники возраста приблизительно от 12 лет предельной границы возраста не установлено, и тут ограничивающим фактором будут не формальные правила, а скорее личная физическая подготовка всадника и необходимость владения хорошими знаниями о физиологии лошади. Один из старейшин современных пробегов в России, Руслан Гекиев стартует до сих пор, хотя уже преодолел 70-ти летний рубеж. Режим прохождения дистанции всадник выбирает сам, и тут важна индивидуальная стратегия, позволяющая достигнуть максимального результата при минимальных затратах.

Не будет преувеличением сказать, что пробеги объединяют конников не только в качестве спортивного мероприятия, собирающего на общем поле как спортсменов из разных — порой весьма удалённых — областей России, так и международных судей, но и в силу заложенного характера командной сплочённости и при этом свободы передвижения и самостоятельности принятия решений на маршруте. Земля – это привязка особенная, отличающая пробеги от многих других видов конного спорта, боевое поле которых ограничено достаточно небольшим пространством. В силу данной специфики в основном на дисциплине пробегов специализируются загородные конные клубы, имеющие поблизости пересечённые местности, которые позволяют не только проводить соревнования, но и регулярно тренировать лошадей на маршрутах. К примеру, в Московской области к таким клубам относятся КСК «Загорново», КК «Атлас-парк» и КСК «ПриБой»,

КСК «ПриБой» благодарит за административную и моральную поддержку Александра Михайловича Рязанова, директора Государственного историко-литературного музея-заповедника А. С. Пушкина


Яндекс.Метрика